На прошедших выходных МАГАТЭ уведомило Совет безопасности ООН о выполнении Ираном комплекса мер, необходимых для перехода к фазе имплементации Совместного всеобъемлющего плана действий – исторического соглашения по иранской ядерной программе. На данном этапе с ИРИ должны быть сняты международные санкции при действии некоторых ограничений, в первую очередь касающихся ядерных и ракетных технологий.
В каких сферах возможно наиболее успешное сотрудничество между РФ и Ираном? Какие совместные проекты могут быть реализованы в ближайшее время? Какие меры позволят преодолеть конкуренцию с западными станами на иранском рынке?
На эти и другие вопросы ответил председатель Российско-иранского делового совета при Торгово-промышленной палате РФ Виктор МЕЛЬНИКОВ.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Андрей Евграфов
Виктор Николаевич, как Вы оцениваете перспективы развития торгово-экономического сотрудничества Ирана с Россией и другими партнерами после долгожданной отмены санкций?
Виктор Мельников
Действительно, весть для всех, кто занимается Ираном, долгожданная, потому что иранский народ показал, что имеет право на то, чтобы устроить свою жизнь так, как хочет. Ну и, конечно, международная безопасность укрепилась, потому что опасения насчет иранской ядерной программы сейчас сняты. Наступает новая полоса в наших торгово-экономических отношениях, которая обусловлена, с одной стороны, тем, что сняты многие ограничения. С другой стороны, надо признать, что Иран находится в фокусе внимания всего бизнеса западных стран, потому что западный бизнес понимает, что в ближайшие 2–3 десятка лет такого лакомого куска больше не будет. В мире нет другой такой страны, которая бы сейчас столь нуждалась в инвестициях, была бы достаточно многочисленна (почти 80 миллионов человек), имела бы высокий процент образованного населения (порядка 15% – люди с университетским образованием) и высокий уровень безработицы на данный момент (15% – это большие трудовые ресурсы). Иран платежеспособен, поскольку обладает одними из самых крупных в мире запасов углеводородов (а это, считайте, та же валюта). Территория Ирана расположена в 4-х климатических поясах, что дает возможность выращивать самый широкий набор продуктов и получать продовольствие не только для внутреннего потребления, но и для экспорта. А длинная береговая линия обеспечивает стране выход к теплым морям, то есть транспортная инфраструктура потенциально может быть очень сильно развита через порты. Что касается России. Я уже сказал, что мы еще встретимся с очень острой конкуренцией по нашему экспорту. Последние год-полтора в иранских гостиницах мест нет – все занято иностранными бизнесменами. И наш бизнес должен понимать, что мы будем находиться в прямой конкуренции с Западом. Запад приходит с деньгами, и мы тоже должны понимать, что кредитование нашего экспорта, тем более машинно-технического, в Иран является обязательным условием. Вместе с тем повышается платежеспособность Ирана. Мы знаем, что сразу освобождается из-под санкций 50 миллиардов долларов, находящихся в западных банках. И еще более 50-ти миллиардов ждут своего освобождения. Это большие деньги, которые могут быть направлены на оплату российского экспорта. Конечно, большинство иранских банков находилась под санкциями, они не могли использовать международную систему передачи информации SWIFT. Данные ограничения также сняты. Это плюсы, которые нам помогут в улучшении наших отношений с Ираном.
Сергей
Что российская промышленность может предложить Ирану?
Виктор Мельников
Что мы можем предложить из товарных позиций? Во-первых, это все, что касается железнодорожной сети. Это и электрификация, и железнодорожный подвижной состав, и рельсы. В Иране принята государственная программа развития железнодорожных путей, которая предусматривает ежегодный ввод до тысячи километров путей. В 2014 году они ввели тысячу километров. Отмечу, что иранский государственный стандарт соответствует стандартам, принятым на российских железных дорогах. И, конечно, здесь мы первые претенденты. Хотя конкуренция со стороны Украины тоже довольно сильная. Авиация. Было бы очень хорошо, если бы можно было продать туда ближнемагистральный Sukhoi Superjet и среднемагистральный Ту-204. Особенность Ту-204 заключается в том, что в нем фактически не используются импортные компоненты, он сертифицирован под высокие температуры, может летать при +40 градусах. И это, конечно, для иранцев должно представлять интерес. Хотя мы тоже должны понимать, что здесь невероятная конкуренция: недавно было объявлено, что Иран уже заключил контракт с Airbus на поставку 114 машин до июня. Это, я полагаю, не все новые машины, но, тем не менее, иранцы существенно обновляют свой авиапарк. Вообще иранцы собираются закупить у Airbus и у Boeing порядка 500 самолетов в течение пяти лет, то есть по сотне машин в год. Отдельное можно выделить нефтегазовое оборудование – арматура, задвижки, клапаны. Дальше из оборудования – автомобильный транспорт. У нас есть планы поставить туда и организовать сборку нашего УАЗ "Патриот". Однако в таком случае необходимо обеспечить соответствие данного автомобиля стандарту Евро-5, как того требует иранское законодательство. Дальше из оборудования: может быть, отдельные виды насосного оборудования. Но это уже небольшие партии. Что касается поставки в Иран другой отечественной продукции. Конечно, удобрения, калийные, прежде всего. И, конечно, зерно. В позапрошлом году мы поставили зерна почти на 500 миллионов долларов, а в прошлом году – на 400 миллионов долларов. Это очень перспективное направление сотрудничества, потому что Иран всегда покупал и будет покупать зерно.
Елена
Какие пути доставки российских товаров существуют на данный момент? Какие перспективные маршруты могут быть открыты?
Виктор Мельников
Что касается логистики. Сейчас это очень узкое место, потому что в свое время действовала регулярная транспортная линия в порты Ирана из Астрахани. Сейчас она не действует как регулярная — работает по мере загрузки того или иного судна. И это, конечно, сдерживает. Я думаю, что как только мы наберем определенный тоннаж в поставках в Иран и из Ирана товаров, то первое, что надо будет сделать, это возобновить регулярную линию из Астрахани в Иран. Сейчас очень высоко конкурентоспособен Актау, где Казахстан создал свободную экономическую зону. На данный момент получается так, что через Актау грузы выгоднее возить, чем через Астрахань. Однако сейчас разрабатывается тема (и она уже одобрена на высшем уровне) создания свободной экономической зоны в Астрахани, которая могла бы выровнять наши условия с казахстанскими. Потому что большой тоннаж, конечно, в фурах не перевезешь.
Инга Белозерова
Какие товары может предложить России Иран, тем более на фоне различного рода санкций?
Виктор Мельников
Что касается экспорта из Ирана. Иран относится к крупнейшим производителям плодоовощной продукции. Для многих, может быть, это покажется удивительным, но, например, в прошлом году Иран произвел 3,5 миллиона тонн яблок, из них 2 миллиона тонн экспортировал. Также выращивается очень большое количество гранатов. Вполне можно возить фрукты, овощи, продукты переработки. Например, томатную пасту, гранатовую пасту, высококачественное оливковое масло. Естественно, орехи, ковры. Вчера в Торгово-промышленной палате состоялась встреча с крупной делегацией иранских бизнесменов по поводу возможных поставок из Ирана в Россию продукции сельского хозяйства. Это исключительное окно возможностей, потому что мы знаем, что в последнее время у нас существует запрет на поставки овощей и фруктов из Турции. И Иран мог бы в значительной части заместить турецкие овощи и фрукты. Также в Иране сейчас вполне конкурентоспособное производство цветочной продукции. Они построили современные теплицы, завозят хороший сортовой семенной материал. Мы же из Кении и Чили возим цветы, а из Ирана-то поближе будет.
Несмотря на очень низкий объем товарооборота на данный момент (порядка 1,3–1,4 миллиарда в прошлом году), в течение нескольких лет он может достигнуть 10 миллиардов долларов. Возможности для этого есть, а значит, нужна логистика и нужны расчеты. Расчеты, пока были санкции, осуществлялись через третьи страны. Это было и дороже, и рискованней. Сейчас расчеты пойдут напрямую между российскими и иранскими банками, значит, и эта тема будет закрыта. Важно, чтобы наш товарооборот стал более сбалансирован, потому что иранский импорт до последнего времени был в разы меньше нашего экспорта. И вопросы бартера из-за этого сужались. Мы сейчас работаем над темой бартера, когда расчеты будут осуществляться в рублях и в реалах на нашей стороне и на иранской стороне, на бартерных, связанных между собой, сделках. Это тоже окно возможностей, которое значительно лучше, чем у других.